Ни для кого не секрет, что современные города — самые большие источники экологического загрязнения в мире. Жизнь в таких местах совсем не способствует здоровью ни для человека, ни для природы, которую постепенно, но уверенно, вытесняют дома, офисы, дороги и производства. Но в сознании людей, дошедшего до определенного предела, пробуждается понимание, что такое положение дел не приносит им пользы: разрушение природных условий ведет к разрушению самых основ жизни человечества. Последствия глобального загрязнения Планеты выбросами углекислого газа, пластиком и другими видами неперерабатываемых токсинов, экстремальные колебания климата, а также вымирание многих видов животных можно наблюдать уже сегодня во всех уголках мира. Поэтому в последнее время все больше стран или отдельных городов предпринимают меры для уменьшения губительного воздействия на природу и тем самым улучшения условий жизни человека.
В данной статье мы хотим поделиться успешным опытом различных городов мира, которые не на слове, а на деле доказали, что применение экологически эффективных методов устройства социальной жизни в наши дни возможно. Во многом этому способствует зеленая энергетика, введение тарифов на загрязнение окружающей среды, инновационные решения в сфере транспорта, вторичная переработка отходов и пр. Но основной отличительной чертой таких регионов является четкое понимание взаимодействия природы и человека, высокая культура потребления, а также бережное отношение к природным ресурсам и направленность на долгосрочную перспективу.
Северная Европа: Исландия и Дания
Начинает наш список экологических городов столица Исландии Рейкьявик. Являясь самой северной, а значит и холодной, столицей мира, Рейкьявик известен тем, что стал первопроходцем в сфере использования геотермальной (т.е. с использованием горячих источников) и гидроэлектрической возобновляемой энергии, которые в сумме обеспечивают 95 % потребностей отопительного оборудования в городе. Такого уровня в расчете на душу населения не достиг ни один другой город. Рейкьявик является глобальным центром по исследованию возобновляемых источников энергии, чем заняты несколько университетов, правительственные департаменты, государственные и частные компании. Также он может порадовать эко-туристов размещением в «зеленых» отелях. Отличительной чертой города является также то, что все исследования и проекты получают значительную финансовую поддержку от государства. В городе активно поддерживается увеличение велосипедного транспорта (на данном этапе — с 19 до 30 %), а также поощряется использование электрических автомобилей 9000 госслужащими. Рейкьявик стремится полностью отказаться от ископаемого топлива к 2050 году.
Другой «зеленой» и северной столицей является Копенгаген (Дания). В 2014 году город был признан «Зеленой столицей Европы» по оценке Европейской экологической комиссии. Копенгаген старается достичь нулевого уровня выбросов углекислого газа до 2025 года. Дания является одной из первых стран в мире, которая внедрила природоохранный закон, и с тех пор окружающая среда стала одним из приоритетов городского планирования. В настоящее время Копенгаген оснащен возобновляемыми источниками энергии, в основном солнечной и ветровой энергией (и оффшорными ветровыми электростанциями), а также угольными электростанциями, которые планируется заменить на биомассу. Уже по меньшей мере 30 % всей датской электроэнергии обеспечивает ветер. В 2015 году из-за сильного ветра ветровые электростанции Дании вырабатывали настолько много энергии, что смогли поделиться ею с соседними странами. В стране активно поощряется использование велосипеда (ими пользуются 35 % населения) как основного средства передвижения, о чем мы писали в нашей статье «10 вещей, которые датчане делают на велосипедах». С 1995 года в Копенгагене существует система бесплатных велосипедов для жителей и гостей столицы. Автобусный парк в Копенгагене работает на биотопливе, а к 2025 году большинство транспортных средств должны работать на водороде, электричестве, биоэтаноле и биогазе. Также в столице Дании проводится много других зеленых инициатив (например, очистка местной гавани от загрязнений), в которых активное участие принимают жители столицы, чье мнение учитывается при выборе работ. Копенгаген впервые разработал скидки при переходе на гибриды и электромобили, а также финансовые стимулы для переработки пластиковых бутылок.
В мае 2016 года Копенгаген запустил масштабный проект City Data Exchange, внимание которого сосредоточено на достижении цели стать углеродно-нейтральным регионом к 2025 году, а также на улучшении качества жизни горожан и стимулировании местной экономики. Проект, разработанный Hitachi Insight Group, открывает доступ к публичным данным как для городских чиновников, так и для обычных граждан. Чтобы продемонстрировать, как данные из City Data Exchange могут эффективно использоваться, разработаны два отдельных приложения: Journey Insight, которое помогает гражданам в регионе отслеживать их использование транспорта в течение долгого времени и понимать углеродный след их поездки, и Energy Insight, которое позволяет как домашним хозяйствам, так и предприятиям видеть, сколько энергии они используют.
Латинская Америка: Бразилия
Но не только Европа впереди зеленых технологий. Бразилии тоже есть чем гордиться! Куритиба — город на юге Бразилии, золотой стандарт устойчивого городского планирования, «зеленая столица», «самый зеленый город на Земле», «самый инновационный город планеты». Экологические реформы здесь начались в далеком 1972 году, когда архитектор и новоиспеченный мэр Жайме Лернер преобразовал автомобильную магистраль в пешеходную аллею, несмотря на многочисленные протесты. Впоследствии была существенно изменена и система городского транспорта: впервые в мире введена система скоростных автобусов — метробусов (Bus Rapid Transit (BRT), — отличающихся более высокими эксплуатационными характеристиками по сравнению с обычными автобусными маршрутами. Для них были выделены отдельные полосы движения, построены специальные «трубные» платформы (см. фото), позволяющие со станций метро попадать непосредственно на автобусную остановку. На сегодняшний момент общественными автобусами Куритибы пользуются около 85 % жителей города, что позволяет использовать на треть меньше топлива на душу населения по сравнению с другими крупными городами страны. Здесь же один из самых низких показателей загрязнения воздуха в урбанистической Бразилии.
Другой зеленой инновацией города стал проект 1989 года «Зеленый обмен» (Green Exchange Program), в рамках которого жители города обменивают мусор на транспортные жетоны: 4 фунта мусора за 1 фунт жетонов. К 2007 году жители Куритибы собрали более 45 тысяч тонн мусора, и на сегодняшний день инициатива получила свое развитие со специальной программой в школах города (Special Green Exchange Program). Вообще же, переработка мусора в городе составляет около 70 %, потому что мэр Лернер считает: «Мы не можем вечно содержать свалки и не можем просить других принять наш мусор. Уборка мусора — это обязанность гражданина». Для стимулирования переработки применяются креативные подходы: установлены мусорные баки со смешными картинками, напоминающие жителям о чистоте, создана социальная программа финансирования процесса работы с отходами, действует система вознаграждений взрослых и детей, которые перерабатывают отходы и взамен получают товары для школы, а из старых автобусов создаются мобильные школьные классы или читальные комнаты.
Помимо этого, активно расширены зеленые зоны города — на сегодняшний день это более 50 м2 на человека, что даже превышает нормы, рекомендованные ООН. Вызвано это частыми наводнениями из-за близости к океану: вместо построения дорогих технологических конструкций было принято решение об увеличении естественных регуляторов водного баланса. Шерсть с коз и овец, выращиваемых на территории данных зеленых зон, продается, а вырученные средства идут на социальные нужды города.
Азия
Среди азиатских городов наиболее высокий показатель устойчивого развития по всем категориям имеет город Сингапур, столица государства Сингапур. Начиная с 1965 года, когда была обретена независимость, город начал свое планирование с уклоном в сторону устойчивого развития: экономического, компактного планирования и озеленения. Сингапур занимает первое место в мире по количеству зеленых насаждений в пределах города — почти 30 % территории. Одной из особенностей города-государства является отсутствие природных ресурсов, особенно пресной воды. Это стимулирует руководство города к принятию креативных решений. Так, например, была создана одна из самых эффективных и всемирно известных систем управления водными ресурсами NEWater, которая включает в себя сбор дождевой воды, очистку и повторное использование отработанной воды посредством микрофильтрации, обратного осмоса и ультрафиолетовой технологии, а также разработку новой технологии опреснения соленых вод. Часть пресной воды поставляется из Малайзии.
Гигантские металлические деревья Сингапура — не просто декоративная достопримечательность города. Они поглощают тепло, собирают дождевую воду, а на вершине каждого из 18 сооружений установлены солнечные батареи, полученная энергия из которых используется для освещения сада. Согласно данным на 2012 год, более 80 % зданий Сингапура соответствуют рейтингу BCA Green Mark Certified (эта система сертификации была запущена в январе 2005 года для вовлечения строительной индустрии в создание более экологически чистых зданий, чтобы обеспечить устойчивое развитие и экологическую осведомленность разработчиков, проектировщиков и строителей). Данная сертификация учитывает такие показатели, как уменьшение использования электроэнергии, воды и других ресурсов, сокращение воздействия на окружающую среду, улучшение внутренней среды для здоровья, а также долгосрочные перспективы улучшений. Также Сингапур является лидером по низкому показателю отходов на человека в год среди азиатских мегаполисов — он составляет 307 кг по сравнению со средними 380 кг. Правительство поставило задачу утилизировать 65 % отходов до 2020 года (в 2008 году этот показатель составлял 56 %). Можно еще долго приводить примеры экологических инициатив города, но факт остается фактом: когда правительство заинтересовано в долгосрочных перспективах и заботе о благополучии своих жителей (что вытекает из заботы о природе), то успех не заставит себя ждать.
Северная Америка: США
На североамериканском континенте лидирует калифорнийский город Сан-Франциско. Даже несмотря на все еще большой уровень выброса углекислого газа и использования угля в промышленности, у этого города есть чему поучиться. Еще в 2007 году Сан-Франциско стал первым американским городом, который запретил пластиковые пакеты, а некоторые продуктовые магазины ввели альтернативные пакеты для компостирования. В 2009 Сан-Франциско потребовал от всех жителей и коммерческих предприятий разделять перерабатываемые отходы и компост. В результате был достигнут коэффициент утилизации отходов 78 % — это самый высокий показатель в мире после немецкого Лейпцига (81%). Магазины, рестораны и жилые улицы в Сан-Франциско имеют контейнеры для разделения отходов. Создана система, позволяющая фермерам собирать компост от других предприятий и использовать его для выращивания продуктов питания. В январе прошлого года мы писали о том, что в Сан-Франциско в течение 4 лет поэтапно будут выведены с рынка пластиковые бутылки емкостью до 21 унции (620 мл).
Сан-Франциско также славится своим общественным транспортом (MUNI), в котором в основном представлены автобусы с электрическим приводом и троллейбусы, которые получают питание от воздушных проводов. Они обозначены надписями «гибрид-электрический» (hybrid-electric) и «ноль выбросов» (zero emissions). Также в американском городе курсируют автобусы категории «транспорт чистого воздуха» (clean air vehicle) на сжатом природном газе. Активно поощряется использование местной системы скоростных электропоездов BART (в некоторых компаниях вводится финансовое стимулирование), а также велосипедов (усовершенствование улиц для безопасного передвижения на велотранспорте, карта велосипедных дорог). На многих автобусах есть внешние стойки для крепления велосипедов, которые могут удерживать по два велосипеда каждая. Эти меры привели к отличным результатам: с 2010 года удалось сократить выбросы парниковых газов на 19 %, потребление воды — на 24 %, использование топлива — на 7 %.
Кроме того, в городе активно приветствуется веганский тип питания (известно, что животноводство вредит экологии больше, чем все остальные источники выбросов углекислого газа), а также поощряется торговля местными фермерскими сезонными товарами, в зависимости от чего меняется меню в заведениях. Магазины также делают выбор в пользу фермерских угодий, которые, в отличие от монокультурных промышленных, являются более экологичными, а Департамент парков Сан-Франциско всячески поддерживает выращивание продуктов питания в черте города.
Экологические инициативы в Сан-Франциско не прекращаются. Совсем недавний пример — с 1 января 2017 года вступил в силу законопроект, обязывающий все здания ниже 10 этажей оборудовать от 15 до 30 % крыши под электрические панели или жилое пространство. Таким образом планируется сократить выбросы парниковых газов в масштабах города к 2025 году на 80 % ниже уровня 1990 года.
Рейтинги самых экологичных стран и городов
В Йельском университете (США) был разработан специальный показатель экологичности для стран — Environmental Performance Index (EPI). Он составляется и обновляется вот уже на протяжении 15 лет и ставит своей целью отобрать страны мира, которые ближе других к достижению целей устойчивого развития организации ООН (Sustainable Development Goals). В нём учитываются такие факторы, как климат и используемая энергетика, водные ресурсы и обращение с ними, биологическое разнообразие видов, сельское хозяйство и рыбный промысел, леса и их сохранность, загрязнение воздуха и воды, а также другие факторы, влияющие на здоровье жителей страны. Согласно отчёту 2016 году, самыми экологичными странами стали:
- Финляндия (рейтинг — 90,68);
- Исландия (90,51);
- Швеция (90,43);
- Дания (89,21);
- Словения (88,98).
США оказались на 26-м месте (84,72), Россия — на 32-м (83,52), Украина — на 44-м (79,69), Китай — на 109-м (65,1).
Европейская комиссия ежегодно вручает награду Самой зеленой столицы Европы (European Green Capital). Их обладателями становились:
- Стокгольм, Швеция (на 2010 год);
- Гамбург, Германия (2011);
- Витория-Гастейс, Испания (2012);
- Нант, Франция (2013);
- Копенгаген, Дания (2014);
- Бристоль, Великобритания (2015);
- Любляна, Словения (2016);
- Эссен, Германия (2017);
- Неймеген, Нидерланды (2018).
По данным последней редакции исследования Global Green Economy Index (5 издание 2016 года) от компании Dual Citizen, специализирующейся на данных и коммуникациях, необходимых для экологического развития, наиболее зелёными городами на данный момент являются:
- Копенгаген, Дания (рейтинг — 99,98);
- Стокгольм, Швеция (99,72);
- Ванкувер, Канада (96,7);
- Осло, Норвегия (84,47);
- Сингапур (74,42);
- Нью-Йорк, США (74,31);
- Берлин, Германия (72,59);
- Хельсинки, Финляндия (71,51);
- Париж, Франция (69,53);
- Токио, Япония (69,5).
Экологически проблемные города
К сожалению, вышеперечисленные экологические меры, как правило, могут себе позволить страны с высоким уровнем экономического развития, которые составляют меньшую часть заселенной площади Планеты. В мире намного больше мест с критическим уровнем загрязнения окружающей среды, от чего каждый год умирают миллионы людей. Не будет лишним в данной статье привести примеры таких городов, которые не являются лучшим местом для обитания, но, несмотря на это, многие из них являются городами-миллионниками.
В 2016 году Всемирная организация здравоохранения (WHO) проанализировала воздух в городах на наличие твердых частиц, которые настолько малы, что могут проникать в легкие и вызывать серьезные проблемы со здоровьем. Выяснилось, что более 80 % всех городских районов мира имеют уровни загрязнения воздуха выше установленных норм. За период с 2008 по 2013 год глобальные уровни загрязнения воздуха в городах возросли на 8 %. Самыми опасными для человека частицами являются PM2.5 диаметром менее 2,5 мкм, которые содержатся в саже, дыме и пыли. Концентрация этих частиц в воздухе начинает становиться серьезной проблемой здравоохранения, когда есть более 35,5 мкг PM2.5 на кубический метр воздуха, согласно Агентству по охране окружающей среды США (Environmental Protection Agency). Но Всемирная организации здравоохранения рекомендует ежегодно поддерживать средний уровень PM2.5 в три раза ниже.
Итак, отчет за 2016 года о загрязнении городского воздуха называет следующие города самыми опасными для жизни:
- Забол, Иран — содержание PM2.5 на 2012 год 217 мкг/м3;
- Гвалиор, Индия — содержание PM2.5 на 2012 год 176 мкг/м3;
- Аллахабад, Индия — содержание PM2.5 на 2012 год 170 мкг/м3;
- Эр-Рияд, Саудовская Аравия — содержание PM2.5 на 2014 год 156 мкг/м3;
- Эль-Джубайль, Саудовская Аравия — содержание PM2.5 на 2014 год 152 мкг/м3;
- Патна, Индия — содержание PM2.5 на 2013 год 149 мкг/м3;
- Райпур, Индия — содержание PM2.5 на 2013 год 144 мкг/м3;
- Баменда, Камерун — содержание PM2.5 на 2012 год 132 мкг/м3;
- Синтай, Китай — содержание PM2.5 на 2014 год 128 мкг/м3;
- Баодин, Китай — содержание PM2.5 на 2014 год 126 мкг/м3.
К сожалению, список можно продолжать очень долго. По подсчетам ВОЗ, опубликованным в 2014 году, в 2012-м более 7 миллионов человек в мире погибли от загрязнения воздуха. Регионально лидируют Юго-Восточная Азия и Западная Тихоокеания, где 3,3 миллиона случаев смертей связаны с загрязнением воздуха внутри помещений и 2,6 миллиона случаев смертей, связанных с наружным загрязнением воздуха.
Основными болезнями, вызванными внешним загрязнением воздуха, являются:
- 40 % — ишемическая болезнь сердца;
- 40 % — инсульт;
- 11 % — хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ);
- 6 % — рак легких;
- 3 % — острые инфекции нижних дыхательных путей у детей.
Основными болезнями, вызванными внутренним загрязнением воздуха, являются:
- 34 % — инсульт;
- 26 % — ишемическая болезнь сердца;
- 22 % — хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ);
- 12 % — острые инфекции нижних дыхательных путей у детей;
- 6 % — рак легких.
Подводя итоги
Хочется пожелать всем жить в достойных, экологически чистых условиях, прекрасного зеленого пространство вокруг и гармонии с окружающим миром. Но не стоит полагаться на кого-то в надежде, что мир изменится к лучшему. Сделайте первыми шаг в сторону улучшения своих отношений с природой, здорового и экологичного образа жизни в стиле уважения ко всему живому на этой Планете. В этом вам могут помочь наши практические советы на каждый день, а также статьи на сайте. И пусть все живые существа будут счастливы! 🙂
Смотрите также на anekdotig:
- Статья: «Утраченный контакт с природой».
- Статья: «10 вещей, которые датчане делают на велосипедах».
- Статья: «Экологический след: сколько нам нужно планет?»
- Статья: «Как Индия борется с мусором».
- Совет: «Используйте велосипед для передвижений» (7 июня 2016 г.)
- Новость: «Глава UNEP: Сначала развитие, а потом экология — это глубокое заблуждение».
- Новость: «ВОЗ: Китай — №1 по абсолютной смертности от загрязнения воздуха, Украина — №1 по относительной» (27 сентября 2016 г.)
- Новость: «BP: Рост выбросов углекислого газа продолжает уменьшаться» (9 июня 2016 г.)
- Новость: «Португалия провела эксперимент: только возобновляемая энергия на 4 дня» (19 мая 2016 г.)
- Новость: «Школы, окруженные зелеными насаждениями, меньше подвержены загрязнению окружающей среды» (24 июля 2015 г.)