ГлавнаяСтатьиМагазины с нулевым мусором: миф или реальность?

Проблемы современной цивилизации

Особенной характеристикой 21 века является то, что какая угодно мелочь приобретает глобальный масштаб из-за огромного количества населения на Земле. Так, неизвестный еще сотню лет назад пластик (был получен английским металлургом и изобретателем Александром Парксом в 1855 году) теперь можно найти в любом, даже недоступном для человека, месте Планеты. Ну разве возможно на сегодня представить нашу жизнь без этого “чуда” цивилизации? Однако, пластик помимо всех удобств имеет два важных недостатка. Во-первых, он производится из невосстанавливаемых природных ресурсов: нефти, угля и газа. Во-вторых, его главное достоинство, за которым так гнались изобретатели в начале прошлого столетия, — долговечность — сегодня обернулось катастрофой. Чем больше пластмассы мы используем, тем быстрее растут горы отходов, которые не разлагаются в среде ни при каких условиях. Миллионы, миллионы тонн пластика скапливаются в природе, загрязняя окружающую среду выделяемыми токсинами, вызывая изменение климата, смерть и мутации живых организмов, новые неизлечимые заболевания.

Но основная проблема даже не в количестве используемого пластика, а в одноразовости его применения. «Купил-выбросил-купил» — самая страшная формула, которая заставляет человечество неумолимо двигаться к тупику. Но неужели все так страшно? Как всегда, все самое простое является самым сложным — отказаться от одноразового использования, сократить производство/потребление неразлагаемого пластика, сдавать отходы на переработку. Основа этих действий лежит в фокусировке внимания на общих, а не локальных целях: необходимо понять, что на Земле сейчас живет более 7,2 млрд людей и действия каждого из них влияют на нашу жизнь. Не стоит думать, что какие-либо изменения в климате затронут только определенный народ или страну, или загрязнение океана мусором грозит только США и Канаде. Это вовсе не так. Все жители каждого уголка Планеты связаны между собой одним воздухом, водой, пищевой цепочкой и т.д. Вырубка лесов в Амазонке обернется резкими перепадами критичных температур в средних широтах, тяжелейшими муссонами — в тропических.

Негативно влияет на данную тенденцию и то, что об этих проблемах мало кто знает. Ученые бьют тревогу, но это не освещается в общественности. Производителям выгодно продавать свои товары и лоббировать краткосрочные (в глобальном масштабе) интересы, невзирая на плачевные последствия. Но при малейшей заинтересованности данным вопросом можно найти много информации для того, чтобы впредь не идти на поводу у рекламы и собственного комфорта, а действовать осознанно на благо всего мира. И это не так сложно, как кажется.

Выход из “пластикового тупика”

Очень часто можно услышать от людей, что в магазин без одноразовых пакетов никак нельзя. И завернуть не во что, и негигиенично, да и просто неудобно. Ну что ж, предлагаем вниманию действующие альтернативные магазины, в которых произошло чудо и невозможное стало возможным.

В Германии  (передовая  европейская страна в вопросах экологии) открылся магазин для экосознательного населения Original Unverpackt (Оригинальный неупакованный), в котором нет ни пластиковых, ни бумажных пакетов. В магазине используется система заполненных продуктами контейнеров (bulk bin system), из которых можно насыпать необходимый объем. Идея заключается в том, что каждый покупатель приносит свою личную тару (тубу, стеклянную банку) и наполняет ее, а также может воспользоваться мешочками из вторсырья, предоставляемыми в магазине. Даже шампунь и молоко можно набрать в многоразовые контейнеры. Данный подход позволяет клиентам приобрести столько товара, сколько им нужно, не унося с собой домой мусор. В качестве товаров представлены не именитые бренды, а органические продукты.

Как утверждают основательницы Сара Вульф (Sara Wolf) и Милена Глимбовски (Milena Glimbovski), миссия магазина — остановить накопление мусора, вызванного упаковкой еды, продавая продукты экологически рациональным образом (в одной только Германии ежегодно производится 16 млн тонн мусора).

Франция может также похвастаться магазином, в котором нет пластиковых отходов, а покупатели приходят со своими многоразовыми контейнерами. Элис Бигорнь (Alice Bigorgne) работала в обычном супермаркете, пока не прочла книгу Би Джонсон «Дом с нулевыми отходами» (Bea Johnson, «Zero Waste Home»), после чего ее жизнь круто изменилась и она открыла магазин«Day by day» («День за днем») в городе Лилль на севере Франции. Сегодня это сеть из пяти небольших магазинов по всей стране, где представлены 450 видов продуктов, которые можно набрать в собственные или предоставленные другими покупателями контейнеры. Это позволяет не только сокращать количество мусора, но и существенно экономить бюджет, так как расходы на упаковку обычно включены в стоимость товара — причем, по словам Бигорнь, экономия иногда достигает 40 %. Существенным достоинством является и то, что вы можете купить даже незначительно малые порции продукции, вплоть до одной палочки корицы — таким образом вы сокращаете пищевые отходы, образующиеся от чрезмерных покупок. По статистическим данным, около 24 % произведенной еды отправляется на свалку.

Первый Альтернативный кооператив натуральных продуктов (First Alternative Natural Foods Co-op) был организован 100 студентами и гражданами в 1970 году в городе Корваллис штата Орегон, США (Corvallis, Oregon). На данный момент в двух  магазинах, владельцами которых являются 10 000 человек, реализуется продукция местных фермеров и более 800 товаров на развес. Помимо этого, кооператив имеет ряд экологических инициатив:

  • Действующий при магазине небольшой Центр переработки (Co-op Recycling Center) принимает отходы от потребителей, которые не могут быть оставлены в обычных урнах для раздельного сбора или же при отсутствии таковых: «Вместе мы можем прекратить увеличивать число свалок и начать делать что-то хорошее из нашего мусора». Всё вторсырье распределяется по перерабатывающим заводам для повторного запуска в оборот и производства новых товаров. Результатами работы данного центра является полученное масло из термопленки и формировочной пены, изоляционные материалы и напольные покрытия из натуральных пробок и многое другое.
  • Каждый магазин оснащен 6,16-киловаттной солнечной панелью, что уменьшает зависимость от электросети, а также существенно сокращает выбросы углерода в атмосферу (экономия эквивалентна 139 676 милям на машине).
  • В одном из магазинов установлен коллектор для сбора дождевой воды с крыш, которая затем используется для полива растений.
  • Продажа продукции местного производства не только поднимает местный бюджет, но и существенно уменьшает затраты на транспорт и выбросы углекислого газа.
  • В строительстве помещений используются старые материалы, а также устанавливается энергоэффективная техника, сберегающие лампы и другие современные установки. Офисы чистятся с помощью зеленых чистящих средств, а в работе задействованы предметы из переработанного материала (к примеру, бесплатные ручки для клиентов), чернила из соевых бобов.
  • Ежедневные трансферы между двумя магазинами осуществляются на электрокаре, заряжаемом от возобновляемых источников энергии.
  • Все производственные отделы, а также комнаты отдыха и публичная столовая имеют компостные контейнеры и урны для вторсырья, что также доступно бесплатно для клиентов. Все ненужные вещи компания жертвует другим предприятиям. Таким образом работает безотходная система производства.

 

Так неужели настолько невозможно жить без пластика? На самом деле, необходимо лишь небольшое усилие для изучения имеющихся возможностей, желание сделать доброе дело и осведомление населения о данной проблеме. Последним мы, собственно, и занимаемся. А дальше — дело за вами. К сожалению, на территории постсоветского пространства данных прецедентов не выявлено. Но кто знает, может именно вы следующим окажетесь в данном списке чудо-магазинов? 🙂

Да будут счастливы все живые существа! 🙂


Смотрите также на anekdotig:

 
Виктория Шурупова Виктория Шурупова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *